Мы разные, но все мы – петербуржцы

Мы разные, но все мы – петербуржцы

Давайте вместе посмотрим на карту Санкт-Петербурга! Новая Голландия, Английская набережная, Австрийская площадь, Запорожский переулок, Будапештская улица, улица Турку…

Кажется, по топонимике нашего города можно изучать географию мира. Самой судьбой нашему городу отведена роль объединять народы и культуры, наводить мосты между цивилизациями и религиями.

Быть петербуржцем – это большая ответственность! Ведь именно с городом на Неве связаны представления об особой интеллигентности, отзывчивости, порядочности. Необходимо соответствовать высокому идеалу…

История Санкт-Петербурга – это прежде всего пример взаимопонимания народов, которые сообща строили на невских берегах столицу Российской империи. Более ста тридцати национальностей представлено сегодня в северной столице. Мы разные, но все мы – петербуржцы, россияне – люди, которые одинаково хотят жить в мире и добре, мечтают о свободной, процветающей, благополучной России, которая никогда не будет делить граждан на «своих» и «чужих».

Думаю, что опыт многонационального Санкт-Петербурга имеет огромное значение, когда мы говорим о национальной политике сегодняшней России. Наш опыт – это трехсотлетний диалог культур, религий, наций.

В одной из своих программных статей Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин справедливо отметил, что «великая миссия русских - объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, "всемирной отзывчивостью", по определению Федора Достоевского… Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет "нацменов", а принцип распознания "свой-чужой" определяется общей культурой и общими ценностями». Именно такая гармоничная модель межнациональных отношений возникла в Санкт-Петербурге, и сегодня наш город готов «делиться» ею со всей Россией.

Во всем мире все больше пропагандистов идеи «плавильного котла» - то есть смешения народов и культур. Эти люди считают, что, «переплавив» национальности, можно построить общество без ксенофобии и расизма. Это – огромное заблуждение! Лишая человека возможности обрести свою национальную идентичность, мы воспитываем не созидателя, а разрушителя, культивируем не толерантность, а нетерпимость! Быть «как все», не выделяться из толпы, скрывать свою индивидуальность – это ведь железные постулаты тоталитаризма. В ушедшем ХХ веке Россия получила «прививку» от тоталитаризма и больше никогда не пойдет по этому гибельному пути, сегодня мы научились по-настоящему ценить свободу мысли и вероисповедания.

Однако все мы видели, что в «болотных» акциях протеста участвуют националистические и откровенно фашистские организации. Они ищут врагов среди своих соотечественников! И они стоят плечом к плечу с теми, кто гордо называет себя «демократической» или «несистемной» оппозицией. Как гасит мудрый афоризм, «скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты». Если они рядом, то и задачи у них общие – натравить один народ на другой, вновь разжечь пламя национальной вражды, воскресить призраки тоталитаризма. Именно про этих людей говорит Владимир Путин: «В нашей стране, где у многих в головах еще не закончилась гражданская война, где прошлое крайне политизировано…необходима тонкая культурная терапия»!

Сегодня Россия достаточно сильна для того, чтобы не пойти на поводу у политиков-популистов, пытающихся разыграть «националистическую карту».

Великий петербуржец академик Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Национализм - это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы». Поэтому хочется верить, что национализм, который стал почти что привычным явлением в тревожные девяностые годы, уходит в прошлое сегодня – когда Россия становится сильным, стабильным, благополучным государством. Для того, чтобы почувствовать себя единым народом, россиянам не нужен «образ врага»!

Мы сильны, потому что мы едины. И мы едины, потому что сильны.



Дмитрий Никитин