Импер-Арт

Импер-Арт

Имперский стиль уже существует в искусстве новой России, но пока всерьез никем не осмыслен и не оформлен как идеологическое течение. Искусствоведы говорят о так называемой «прогрессивной ностальгии» - неком ренессансе советскости, обращении к «большому стилю» соцреализма. Это эстетическое явление называют по-разному: импер-арт или правый постмодернизм.Арт-критик Виктор Мизиано говорит: «…cейчас…формируется определенное сопротивление мейнстриму. И это антигламурное сопротивление ищет какой-то предыстории, какой-то традиции; ей нужно на что-то опереться. И современная культура, ищущая опоры, ищущая традиции, находит ее в советском пространстве, потому что советская цивилизация держалась именно на культе инноваций, на утопическом культе прорыва в будущее. Поэтому неизбежно для художников и «левых» и «правых» политических симпатий, даже на бессознательном уровне, именно советский эстетический ресурс, сопротивленческий советский ресурс все более актуализируется. Гламурная пустота и бесперспективность обретает альтернативный отпор из советского прошлого. Разговор не о реанимации тоталитарной политической системы».

Ностальгический элемент в имперском стиле, разумеется, присутствует, но он отнюдь не является доминирующим. Имперский стиль взял от социалистического реализма его главную позитивную программу: восприятие бытия человека как непрерывного созидания, а художника – как творца (или соавтора) истории, преобразователя действительности. Однако имперский стиль и соцреализм кардинально расходятся в вопросах веры: импер-арт отвергает атеистическое мировоззрение соцреалистов. По своему духу импер-арт – христианское искусство.

Приверженцами имперского стиля становятся политически активные люди, которые воспринимают искусство как духовную миссию, связанную с традициями своей родины.

Имперский стиль заостряет проблему взаимоотношения человека и эпохи, человека и государства, человека и общества. Причем доминирующим мотивом становится не конфликт, а гармония личности и власти. Искусство имперского стиля предлагает государству свое посредничество в диалоге общества и власти, но само не становится на служение политической элите, сохраняя свою духовную свободу.

Имперский стиль – это интеллектуальная реакция на эстетическую беспомощность и пошлость гламура, он олицетворяет «новую элитарность» искусства, обращенную к национальным архетипам, актуализирует ценности традиционализма.