30 сентября в помещении центра ТАСС (Северо-Запад) состоялась пресс-конференция «Новое управление и стратегическое планирование по 172 ФЗ для местного самоуправления».

Перед собравшимися представителями средств массовой информации и органов местного самоуправления выступили директор Института Современного государственного развития Дмитрий Солонников и эксперт, футуролог и публицист Сергей Переслегин.
Вначале спикеры остановились на итогах проекта «Основы новых технологий управления» для представителей местного самоуправления», реализованного в 2015 году на средства гранта, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 25.07.2014 № 243-рп на основании конкурса, поведенного Обществом «Знание».
Проект прошел апробацию в ряде органов местного самоуправления Северо-Запада России, его материалы были обсуждены на межрегиональных семинарах, представлены в средствах массовой информации. (Желающие могут ознакомиться с проектом подробнее на Сайт проекта “Новые технологии управления” www.nta.isogor.ru и www.web.isogor.ru или на Сайте Института Современного Государственного Развития http://isogor.ru/)
Но проект не закрыт. Его логичным продолжением видятся работы по проведению обучающих семинаров в части реализации Федерального Закона № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» на уровне МСУ региона.
Как подчеркнули выступающие эксперты, изменение политической и экономической обстановки в мире: «кризис глобализации», рост волатильности основных валют, перспективы коренной трансформации мировой валютно-финансовой системы, — все это резко повышает требования к стратегическому планированию, как на уровне государства, федеральных округов, субъектов федерации, так и на уровне муниципальных образований и других структур местного самоуправления.
В этих условиях в 2014 году был принят Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее –172-ФЗ) подразумевающий создание в стране стройной системы стратегического планирования на всех уровнях от федерального до местного. При этом особенности административно-политической системы РФ приводят к выделенности в этой системе уровня муниципальных образований.
Реализация данного закона, которая начнется уже в 2016 году, предполагает сочетание прямой вертикали стратегирования – от федеральных органов власти к субъектам федерации – и обратной вертикали стратегирования – от муниципальных образований и органов местного самоуправления к субъектам федерации, таким образом, субъекты федерации осуществляют сборку стратегии, в то время как федеральные структуры наряду с органами местного самоуправления создают основания для этой сборки.
Понятно, что такое положение дел, вызванное особенностями взаимодействия 172-ФЗ и Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», придает органам местного самоуправления особую значимость, но и ставит перед ними очень серьезные задачи.
Как показывает опыт рассмотрения практик применения новых технологий управления для органов местного самоуправления, не все структуры МСУ готовы к резкому изменению своих обязанностей в рамках 172-ФЗ, тем более что практики применения этого закона еще нет, как нет и единого понимания его содержания на уровне академических структур.
При этом, стратегическое планирование понимается, как сложная современная управленческая техника, включающая элементы аналитического и неаналитического прогнозирования, нормативного стратегирования и стратегирования в условиях неопределенности, ситуационного управления.
Следует подчеркнуть, что 172-ФЗ прямо и непосредственно связан с теми фундаментальными задачами, которые встали в последние годы перед Российской Федерацией: с требованиями политики импортозамещения, с задачей перехода страны к 6-му технологическому укладу. В этой связи четкое и содержательное исполнение этого закона, в том числе – и прежде всего – органами местного самоуправления приобретает особое значение.
Таким образом, на уровне местного самоуправления возникает потребность в ряде новых управленческих компетенций и квалификаций. В сложившихся условиях как стратегическую цель можно рассматривать «перевод» требований 172 ФЗ на язык практической повседневной деятельности органов местного самоуправления. При этом подразумевается, что управленческая деятельность осуществляется в неоднородной динамической социальной среде с переменным количеством центров принятия решения и проводится на уровне структур местного самоуправления региона.
В сложившихся условиях органы местного самоуправления, видимо, будут нуждаться, во-первых, в экспертном сопровождении повседневной деятельности по организации процесса стратегического планирования и, во-вторых, в интенсификации вовлечения граждан, общественных структур, торгово-промышленных объединений в данный процесс с целью снятия возможного социального напряжения на местном уровне, а также формирования чувства сопричастности к разрабатываемой стратегии.
Как практическая задача на ближайшую перспективу ставится – на основании разработок, полученных Институтом Современного государственного развития при реализации проекта в 2015 году и апробированных методик, провести обучение потенциальных лидеров местных сообществ техникам стратегирования и прогнозирования, создать условия для их самостоятельной деятельности в рамках задач, определяемых 172 ФЗ.