Роман Костицын. Объехать Москву

Роман Костицын. Объехать Москву

Сюжет из звёздных войн. Огромный астероид несётся в сторону Земли. Что делать? Взорвать? Изменить траекторию, чтобы пролетел мимо? А может, пусть врежется? Деньги съэкономим…

Огромный поток транзитного транспорта пересекает Россию с Севера на Юг, с Запада на Восток. И всё- через Москву. Поток как пассажирский, так и грузовой. Десятки, сотни тысяч машин. Кольцевая, построенная для разрядки дорожной ситуации в Москве, стоит в многокилометровой пробке. Практически, нормальное её состояние. Можно смело утверждать: транзитные грузопотоки, равно как и потоки пассажирские, счастья москвичам не добавляют.

И каков же вклад транзитного половодья в московские транспортные проблемы? Его трудно переоценить. В списке причин дорожных «затруднений» столицы он занимает почетные верхние строчки рейтинга.

А может, транзитные водители получают много удовольствия, следуя через первопрестольную? Вроде, тоже нет. Норовят выехать с таким расчётом, чтобы проезжать Москву по возможности в ночное время. А не вышло- надо морально готовиться встать в пробку на дальних подступах к белокаменной.

Возвращаясь к аналогии с астероидом: может, всё же стоит попытаться изменить траекторию, чтобы пролетел мимо?

Почему до сих пор нет автотрасс, во-первых, спрямляющих маршрут для грузопотоков, во-вторых, ведущих их в обход столицы? Трудно догадаться, что они- жизненно необходимы? Трудно заставить себя думать о чём-то системообразующем? Конечно, легче тихо дрейфовать в сторону транспортного коллапса. Не напрягаясь, пока этот самый коллапс не наступит.

А ведь проблема- даже не московская. Транзит в обход Москвы давно стал общенациональной мечтой грузоперевозчиков. Это- проблема всероссийского масштаба.

Вот, на Ямалее возникает прецедент. Там реализуют «Северный широтный ход». Важнейший мегапроект. Но разве менее значим по своим последствиям был бы «Транзитный меридиональный ход», скажем, от Твери до Калуги, и далее на Орёл? По прямой? В обход Москвы? Срезая огромный угол? Выводя транспортные потоки всего Северо-Запада на Юг страны? Перехватывая по пути и Рижское, и Минское направление, и направляя их на юг не через Мосву, а много короче? И обратный поток, заметьте, тоже пойдёт по тому же пути… Не только на Северо-Запад, но и на Запад, в Белоруссию, Прибалтику, и дальше. А если второй очередью протянуть автостраду от Калуги до Рязани, то перехватываются и грузопотоки с Северо-Запада и с Запада - на Кавказ, а также в Нижнее, и в Среднее Поволжье. Ах, как полегчало бы столице! Ах, как полегчало бы грузоперевозчикам! А сколько жизни вдохнуло бы такое развитие транспортной инфраструктуры в ныне депрессивные территории, живущие «на задворках»!

С учётом развития Большой Москвы в сторону Калуги, а также очевидных транзитных перспектив этого областного центра, думается и об удобстве его расположения как важнейшего около-московского логистического центра.

Конечно, недёшево. Но похоже, что это- именно тот случай, когда надо брать в руки калькулятор, и внимательно считать. И если на развитие транспортной инфраструктуры выделяются серьёзные деньги, то совсем не последняя задача - правильно расставить приоритеты в вопросах их оптимального использования.